AZ

Константин Бондаренко: Приблизительно того же США добиваются и от Тбилиси - КРИЗИС В ГРУЗИИ

После начала обсуждения в парламенте Грузии закона "О прозрачности иностранного влияния" (так называемый закон "Об иноагентах") внутриполитическая ситуация в стране резко обострилась. Официальный Тбилиси испытывает серьезнейшее давление со стороны Запада, который требует отказаться от принятия этого документа. И именно из-за этого премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отказался от визита в Соединенные Штаты.

Несмотря на начавшиеся протесты, которые, и это уже очевидно, были неплохо подготовлены и хорошо координируются, законопроект "О прозрачности иностранного влияния" прошел уже два чтения. Ориентировочно 17 мая ожидается его окончательное принятие в третьем чтении. Ранее грузинский парламент обсуждал закон "О семейных ценностях и защите несовершеннолетних", в котором речь идет о запрете пропаганды ЛГБТ, что вызвало гневную реакцию Запада и недовольство прозападной грузинской оппозиции.

Грузинская оппозиция проводит многотысячные акции практически каждый вечер. И порой они перерастают в насильственные действия. Так было, когда активисты пытались штурмовать парламент Грузии. На 11 мая оппозиционные силы уже анонсировали масштабную манифестацию. В свою очередь, правящая партия "Грузинская мечта" организовала пока что одну свою акцию, и она собрала около 200 000 человек.

На акциях грузинской оппозиции открыто используют "цветные технологии", хорошо знакомые Украине, где было два больших "майдана" и множество мелких. Чего стоят только свадьбы во время митинга - картинка как под копирку. Являются ли события в Грузии попыткой очередной цветной революции? Почему Запад против принятия в Грузии закона "О прозрачности иностранного влияния", ведь в тех же США и странах Евросоюза подобные законодательные акты давно работают? На эти и другие вопросы Oxu.Az отвечает известный украинский политолог, историк, руководитель фонда "Украинская политика" Константин Бондаренко:

- В США с 1938 года действует Foreign Agents Registration Act - FARA (аналог закона "Об иноагентах" - ред.) и никто не возмущается. Подобные акты приняты и работают во многих странах мира.

В случае с Грузией, если этот документ будет принят, то станет понятно какие суммы поступают для поддержки прозападных, а если точнее, проамериканских сил. Сама система станет более прозрачной, а американцам это не нужно. Кстати, именно поэтому в 2016 году в Украине были серьезные акции протеста. Тогда Верховная Рада собиралась принять закон, который обязывал представителей неправительственных организаций (НПО), так называемых "грантоедов" декларировать свои доходы. Послы стран "Большой семерки" (G-7) выступали ежедневно, писали тогдашнему президенту Петру Порошенко гневные письма. В итоге закон так и не был принят. И эти (проамериканские - ред.) НПО остались единственной кастой, которая не обязана декларировать свои доходы в Украине. Приблизительно того же добиваются и от Грузии.

Но кроме всего прочего это же еще и повод для раскачивания ситуации в Грузии, где президент Саломе Зурабишвили и премьер Ираклий Кобахидзе с командой придерживаются разных подходов к закону "О прозрачности иностранного влияния".

Что касается самих акций и "цветных технологий", то мне кажется, что украинский "майдан" был последней цветной революцией. И уже тогда, в ходе "майдана" 2014 года технологии Джина Шарпа перестали работать (Джин Шарп - американский общественный деятель, идеолог цветных революций, известный своими книгами по методам ненасильственной борьбы - ред.). 18 января 2014 года участникам "майдана" пришлось перейти от ненасильственных акций к насилию и классическому перевороту с элементами уличных боев и т.д.

- Кстати, в Тбилиси часть протестующих штурмовала здание парламента, а это ненасильственным протестом назвать нельзя.

- Именно. Но в Украине использовали даже огнестрельное оружие, "коктейли Молотова".

Что касается дальнейших попыток цветных революций (после киевского "майдана" 2014 года - ред.) в других странах, то их было много - в Венесуэле, Гонконге, Беларуси. Все они провалились. Как я уже сказал, эта технология уже не действует. Один из главных моментов в процессе противостояния между властью и толпой - это переговоры. Если власти соглашаются на них, тогда это можно считать их концом, ведь таким образом легитимизируется так называемый "майдан" как субъект, он обретает политические черты и, соответственно, с ним надо разговаривать как с равным.

К примеру, после выборов 2020 года президент Беларуси Александр Лукашенко это понял и не стал считать протестную массу субъектом. В итоге он победил, выждав время.

- А как может быть в Грузии?

- Если грузинское руководство поймет этот принцип, при этом будет использовать силовые структуры для защиты власти, то через некоторое время этот "майдан" в Тбилиси рассосется. Если же власти пойдут на переговоры, то можно предположить вероятность иного сценария.

- Есть интересный момент. Официальный Тбилиси с "открытым забралом" пошел на обострение с Западом. Вас это не удивило?

- Нет, не удивило. В последнее время грузинское правительство очень активно развивало отношения с Китаем (не с Россией, как многие считают). Китайские деньги активно работают в грузинской экономике, между Тбилиси и Пекином плотные отношения. Да и в целом грузинское руководство хорошо понимает, что отступать некуда, позади Пекин (улыбается - ред.).

- Между тем у грузинской прозападной оппозиции, большая часть которой - это сторонники бывшего президента Михаила Саакашвили, есть четкий тезис: в Грузии есть или прозападные, или пророссийские силы. А прогрузинских, по этой логике, получается нет. Но разве такое возможно?

- Дело в том, что сторонники Саакашвили всех своих оппонентов называют пророссийскими. Известно, что правящая партия "Грузинская мечта" не стала идти на обострение с Россией (но и не включилась в российский дискурс). А фигура почетного председателя "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили тоже вызывает немало критики внутри "ура-патриотов", ведь он заработал в свое время деньги в России.

Но надо отметить, что многие из тех, кого сторонники Саакашвили, представители прозападной оппозиции, называют пророссийскими, на самом деле являются прогрузинскими силами. Как можно называть пророссийскими или "врагами Грузии" людей, которые сейчас у власти в этой стране? Это просто неправда.

Наир Алиев

Bütün xəbərləri reklamsız oxumaq üçün qeydiyyatdan keç və ya login ol. Günlük ölkədə baş verən xəbərləri bizdən izlə.

Seçilən
229
50
Mənbələr
Şərh ()
Bağla