AZ

Реваншистские настроения в Армении и бесполезны, и опасны Статья сербского дипломата в The National Interest


    В американском журнале The National Interest опубликована статья, посвящённая продолжающимся протестам в Армении и азербайджано-армянскому мирному процессу. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала. 

    От редакции: Автор статьи - Дамьян Крневич-Мишкович - бывший высокопоставленный дипломат из Сербии, директор отдела анализа, исследований и публикаций Института развития и дипломатии Университета ADA. Мишкович ранее занимал должность редактора журналов Horizons и The National Interest.

    «На прошлой неделе армянская церковь открыто выступила против процесса демаркации границы, который, по мнению Баку и Еревана, представляет собой меру укрепления доверия в рамках продолжающихся мирных переговоров.

    Это противостояние проявилось по-разному, в том числе в организованном марше на столицу, который возглавил архиепископ Баграт Галстанян и другие представители духовенства. Заявление одного из духовных лиц, участвовавших в этом митинге, – «нужно сломать руку тому, кто подписал, и отрезать язык тому, кто говорит, что «арцах» – это Азербайджан» – убедительно свидетельствует о том, что это зонтичное движение не просто хочет добиться приостановки процесса демаркации. «Арцах» - несуществующее сепаратистское образование, «управлявшее» Карабахом во время армянской оккупации, которая фактически завершилась в 2020 году по итогам Второй Карабахской войны. Премьер-министр Армении Никол Пашинян взял на себя письменное обязательство, поддержанное США и ЕС, в котором признал суверенитет и территориальную целостность Азербайджана, включая весь Карабах.

    Как заявил сам Пашинян на пресс-конференции 7 мая 2024 года, движение выступает против его стремления заключить мирное соглашение с Азербайджаном. «У вас больше нет никакой власти в Республике Армения», – сказал архиепископ Баграт, обращаясь непосредственно к премьер-министру на митинге под открытым небом 9 мая 2024 года.

    Предположительно, идея движения заключалась в том, чтобы вызвать внутриполитический кризис, непосредственной целью которого было предотвратить проведение прямых мирных переговоров между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в Алматы, которые, тем не менее, состоялись. Первые впечатления от двухдневного раунда переговоров дают основания полагать, что Соглашение об установлении мира и межгосударственных отношений может быть подписано к ноябрю 2024 года – то есть до проведения в Баку саммита COP29 (как я предсказывал в конце прошлого года, как сказал Пашинян на вышеупомянутой пресс-конференции, и как заявил президент Ильхам Алиев на конференции в университете ADА несколько недель назад).

    Но это ещё не всё. Цель зонтичного движения, по словам премьер-министра, выходит за рамки срыва мирного процесса. Пашинян считает, что движение намерено спровоцировать новую войну с Азербайджаном и сменить режим в Армении, что приведет к «созданию нелегитимного марионеточного правительства» под влиянием «иностранных спецслужб». Целью протестов также может быть пресечение любых шагов Пашиняна, направленных на то, чтобы всерьез начать процесс конституционной реформы, за которую он последовательно выступал еще до начала Второй Карабахской войны.

    На этой же пресс-конференции Пашинян открыто назвал главу армянской церкви Гарегина II «лидером процесса», который поддерживают не только действующие в стране реваншистские оппозиционные политические партии (включая те, которые Пашинян неоднократно побеждал на выборах), но и различные группы интересов и лоббистские организации армянской диаспоры.

    Идеологической основой противостояния миру с Азербайджаном, который, в случае успеха, позволит стране нормализовать отношения с Турцией и тем самым положить конец многолетней региональной изоляции, что, в свою очередь, даст ей возможность воспользоваться экономическими преимуществами таких проектов, как «Средний коридор», «Один пояс – один путь» и «Глобальные ворота», является «двойственность, которая существует между исторической Арменией и реальной». Так пояснил Пашинян 15 июня 2023 года. По его словам, «эти дебаты касаются следующего: должна ли реальная Армения служить исторической, или историческая Армения должна служить реальной? И это политический и эпохальный вопрос, на который мы должны дать ответ».

    Армянская церковь вместе с союзниками в стране и за рубежом уже дала однозначный ответ, решив занять одну из сторон. Пашинян и его правительство, а также молчаливое большинство армянских избирателей, приняли другую сторону.

    Пашинян, возможно, не является оптимальным миротворцем. Один британский журналист армянского происхождения назвал его общий политический подход «предсказуемо непредсказуемым и последовательно непоследовательным». Как говорится в недавней статье в газете Le Figaro, Пашинян искренне понимает, что в действительности у Армении больше нет выбора: страна должна быть как можно быстрее реинтегрирована в региональную динамику. Это означает примирение с Баку (и Анкарой), что неизбежно требует признания суровой реальности того, что с «арцахом» покончено, а мечта об «исторической» или «Великой Армении» канула в Лету.

    У внутренних и внешних оппонентов Пашиняна есть свои причины не принимать его реалии. Некоторые из них продолжают некритично присягать на верность прошлому. Конечно, это приводит к тому, что они сразу же отвергают тот факт, что у «духовной Армении», как называет ее архиепископ Баграт, нет ни малейшего шанса на возвращение. Другие фокусируются на вере в то, что можно изменить окончательный результат Второй Карабахской войны. Такие взгляды и бесполезны, и опасны, поскольку даже возможность их успеха должна быть обусловлена восстановлением геополитических реалий, которые Армения просто не в состоянии создать, уж тем более привести в действие.

    Вот что, как минимум, должен был бы повлечь за собой этот реваншизм на практике. Во-первых, либо внезапное открытие крупных месторождений углеводородов в Армении, либо быстрое превращение этой страны в Сингапур. Во-вторых, способность успешно вытеснить Турцию из Южного Кавказа. В-третьих, способность побудить Запад и Россию активно поддерживать максималистскую позицию «исторической» Армении любыми средствами, вплоть до готовности начать наступательную военную кампанию против Азербайджана, чтобы вновь оккупировать территорию, которую внешние силы не считают частью Армении.

    Всё это, конечно, надуманно и фактически невозможно. Откровенно говоря, это потребовало бы такого божьего заступничества, которое до сих пор ограничивалось в основном деяниями Моисея и Давида. К счастью, Пашинян ясно дал понять, что не желает вступать на путь, совместимый с какими-либо убеждениями подобного рода. В отличие от большинства внутренних и внешних оппонентов, он понимает, насколько безрассудно было бы для Армении пропагандировать, а тем более проводить политику, которая обрекла бы ещё одно поколение граждан на иллюзии и бедность. Воистину, как сказал Жирайр Липаритян, «нужно обладать особой наглостью, чтобы повторно прописать лекарство, которое лишило пациента трудоспособности и приблизило его к смерти». Постоянная приверженность этому трезвому образу мышления является тем стержнем, на котором будет держаться мир», – написал сербский дипломат.

    Перевод: Фарах Мамедли



Bütün xəbərləri reklamsız oxumaq üçün

Günlük ölkədə baş verən xəbərləri bizdən izlə.

Seçilən
151
41
caliber.az

10Mənbələr