EN

Много слов, мало сути: почему заявления Пашиняна вызывают больше вопросов, чем доверия?

Никол Пашинян, премьер-министр Армении, решил заняться дипломатией посредством СМИ и выступил с пространной статьей в агентстве «Арменпресс». Пашиняна очень беспокоят «тезисы азербайджанской риторики», согласно которым, в его интерпретации, «Армения готовится напасть на Азербайджан, поэтому для Азербайджана было бы лучше в качестве превентивной меры напасть на Армению». Затем Никол Воваевич принимается доказывать, что Армения – всей душой за мир.

По его словам, «Республика Армения привержена достигнутой в Праге 6 октября 2022 года стратегической договоренности о том, что Армения и Азербайджан признают территориальную целостность и суверенитет друг друга на основе Алма-Атинской декларации. То есть Республика Армения признает территориальную целостность и суверенитет Азербайджанской Республики в рамках территории Азербайджанской ССР, а Азербайджанская Республика признает территориальную целостность и суверенитет Республики Армения в рамках территории Армянской ССР».

По словам «народного премьера», «Республика Армения даже не ставит перед собой задачу возвращения военным путем более 200 кв. км территорий, которые являются неотъемлемой частью 29 743 кв. км международно признанной суверенной территории Республики Армения и в настоящее время находятся под оккупацией Азербайджана», рассчитывая решить вопрос в рамках процесса делимитации и демаркации границ. Из чего делается вывод: «Следовательно, тезисы о намерении Армении напасть на Азербайджан просто надуманы».

При этом то, что его страна вооружается, Пашинян как бы не отрицает. Но это, во-первых, по его словам, делается «для защиты своей международно признанной, в том числе и со стороны Азербайджана, территориальной целостности и суверенитета». Во-вторых, в интерпретации Пашиняна, вооружаться – «это международно признанное право любой страны, и даже его оспаривание является грубым нарушением международного права».

Но самое интригующее – в картине мира Никола Воваевича «угрозы безопасности Республики Армения генерируются в самом Азербайджане. Во-первых, вопреки достигнутым в Праге договоренностям, из Азербайджана на самом высоком уровне звучат заявления, ставящие под сомнение территориальную целостность Республики Армения. Эти заявления наиболее полно сформулированы в дискурсе так называемого „Западного Азербайджана“, который спонсируется высшим руководством Азербайджана, и в основополагающих документах одноименной организации около 60% суверенной территории Республики Армения названы „контролируемыми в настоящее время Республикой Армения территориями“ или „контролируемыми политико-правовой единицей под названием ‘Республика Армения’ территориями“.

И если сопоставить это с происходящим в Баку театрализованным судебным процессом, приобретением Азербайджаном оружия на миллиарды долларов и агрессивной риторикой официального Баку, то станет ясно, что в Азербайджане генерируются реальные угрозы безопасности Республики Армения».

После чего Никол Пашинян излагает свои предложения по скорейшему достижению мира.

Во-первых, по его мнению, надо как можно скорее подписать уже согласованные статьи мирного договора, а по оставшимся двум статьям Армения, дескать, представила Азербайджану свои письменные предложения.

Во-вторых, «Республика Армения представила Азербайджану письменное предложение о создании механизмов взаимного контроля над вооружениями и совместного расследования пограничных инцидентов и ожидает положительного ответа со стороны Азербайджана».

Вспомнил премьер-министр Армении и о своих предложениях по железнодорожному сообщению по территории Азербайджана и Армении, напомнил о необходимости продолжения работы по делимитации и демаркации границ и даже вспомнил встречи по вопросу пропавших без вести. Из чего сделал вроде бы оптимистичный вывод: «Все это означает, что нет никаких предпосылок для эскалации в регионе, более того, созданы все предпосылки для мира. Необходимо отказаться от постановочных действий и политики постановки эскалаций и установить институциональный мир. Армения не только готова к этому, но и не откажется от этого пути».

Но что в реальности кроется за этими словесными кружевами?

Для начала напомним ещё раз: у Азербайджана нет ни территориальных претензий к Армении, ни планов на неё нападать. Возможно, за без малого шесть лет нахождения на посту премьер-министра Никол Пашинян таких тонкостей ещё не усвоил, но община Западного Азербайджана – это не официальный орган власти, а НПО.

Судя по всему, со времени мюнхенских дебатов Пашинян так и не усвоил, на что премьер-министру ссылаться можно, а на что – не стоит.

Тем более смехотворно звучат попытки обвинить Азербайджан в «оккупации 200 кв. км суверенной территории Армении». При несогласованной границе приводить такого рода цифры вообще некорректно. На фоне опыта, где демаркация границы проходила под российской модерацией, когда Азербайджану отошли половина села Шурнуху, стратегические высоты, участок дороги между Мегри и Ереваном и т. д., не остается сомнений: Армения «прихватила» в приграничье солидные азербайджанские территории, которые теперь приходится возвращать, и не всегда добровольно.

Попытки Пашиняна «наскакивать» на Азербайджан из-за суда над верхушкой сепаратистов – ещё один театр абсурда. В самом деле, суд разбирает события, происходившие в Карабахе. В том самом Карабахе, который Пашинян вроде бы признал территорией Азербайджана! Так каким же образом этот судебный процесс в Ереване трактуют как доказательство «агрессивных планов Азербайджана»? Понятно, что на Баграмяна, 26 догадываются, какими откровениями об агрессии Армении против Азербайджана сейчас поделятся подсудимые, и понимают, чем это может грозить Армении, но называть судебный процесс «доказательством планов Азербайджана напасть на Армению» — это уже клиника. И самое главное – серьезное доказательство того, что притязания на Карабах в Ереване вовсе не сняты с повестки дня, как в этом пытается убедить всех Никол Пашинян.

А вот тут надо поподробнее. Пашинян может уверять, будто бы его страна такая вся белая и пушистая. Но вынуждены в который раз напомнить: в Армении притязания на азербайджанские земли вписаны ни много ни мало в конституцию. И этот вопрос в своей статье Никол Пашинян старательно обходит. Он ссылается на документы, подписанные в Праге, и Алма-Атинскую декларацию. Но документы в Праге, на которые столь цветисто ссылается Никол Пашинян, были подписаны 6 октября 2022 г. А в сентябре следующего, 2023 г., Никол Воваевич поздравлял незаконную оккупационную хунту в Ханкенди с «днем независимости Арцаха», организовывал там «выборы президента» и, самое главное, готовился к силовому реваншу, держа в зоне ответственности российского миротворческого контингента 15-тысячную группировку своих вооруженных сил с сотнями танков, другой бронетехники, единиц реактивной и ствольной артиллерии, средствами РЭБ, при помощи которых ставили помехи азербайджанским гражданским самолетам, и т. д.

Что же до Алма-Атинской декларации, то Армения её в 1991 году действительно подписала, но затем её Верховный Совет принял более десятка «оговорок» к этой декларации, где, опять-таки, речь шла о притязаниях на азербайджанскую территорию. Эти документы не отменены. Они продолжают действовать. И что же – премьер-министр Армении Никол Пашинян об этом не в курсе? Полагает, что не в курсе все остальные? И рассчитывает, что в Баку подпишут «согласованные статьи мирного договора», не обезвредив все вышеперечисленные мины замедленного действия?

Тем более понятно, что на подобном фоне планы Армении заполучить оружие, причём именно наступательное, вызывают у Азербайджана понятную обеспокоенность. Более того, страны, совершившие агрессию против соседей, в международном праве и в международной практике очень часто подвергаются серьезным ограничениям на закупку оружия. То, что против Армении таких ограничений пока не действует, ещё не означает, что Азербайджан не имеет права их добиваться и что они не будут введены завтра.

Так что зря Никол Воваевич рассуждает о «суверенном праве» своей страны вооружаться. Это своё «право» Армения потеряла после 30 лет оккупации азербайджанских земель. И тем более – после начала в 2020 году «новой войны за новые территории».

Наконец, рассуждения Пашиняна по поводу предложения Азербайджана о железнодорожном сообщении и т. д. – это из разряда «было бы смешно, если бы не было так грустно». У Армении, напомним в который раз, наличествуют письменные обязательства по открытию Зангезурского коридора — через Мегри, вдоль границы с Ираном, по старой железной дороге, под контролем пограничных войск ФСБ России.

Но об этом Ереван не желает и слышать. Предлагая Азербайджану взамен какие-то невнятные «альтернативные маршруты» без четких гарантий безопасности, он сам требует проезда по территории Нахчывана в Иран.

Возможно, самому Пашиняну всё это кажется «самой настоящей дипломатией». Но в реальности это имеет совсем другое название – мошенничество.

А у Никола Воваевича было сколько угодно возможностей убедиться: во-первых, мошенничество с Азербайджаном не проходит. А во-вторых, и это, безусловно, главное – безопасность своих границ и своих граждан наша страна защитит, и для этого у официального Баку имеется и правовая база, и весь необходимый инструментарий. Который, да, включает и оружие, и подготовленную армию, и дипломатию.

На дворе уже не ранние девяностые, когда можно было безнаказанно рисовать на карте стрелы, ведущие к Шуше, Лачину, Агдаму… И Пашиняну лучше не забывать, чем закончилась попытка начать «новую войну за новые территории».

Chosen
6
minval.az

1Sources